Глухие коммуникации» или почему дети не слышат мам?!

Отрывок из моей книги « Мама — психолог» — «Глухие коммуникации» или почему дети не слышат мам?!»

«Я объясняю ему, объясняю, а он не понимает» — постоянно говорила мама мальчика, отличающегося неординарными поступками в школе.

почему дети не слышат мам
«Моя дочь тоже меня не слышит…» — поддержала ее мама одноклассницы — «говорю ей шапку и тёплые колготки надеть. Но нет, не одевает. Спрашиваю почему не надела, а она словно в первый раз слышит«.

Многие мамы сталкиваются с проблемой коммуникаций со своими детьми.
Стараются им что-то объяснить, донести, но дети не всегда их слышат.
Такие коммуникации между родителями и детьми я назвала «глухими».

У меня была похожая ситуация с сыном.
Он периодически не слышал меня и делал все по — своему.
Результаты этого, часто, были печальные.
Приходилось разгребать потом ворох проблем за ним.

Поэтому меня волновал вопрос: «Почему дети не слышат своих родителей?» И конечно, извечный русский вопрос: «Что с этим делать?»

Предлагаю разобраться в причинах «глухих» коммуникаций между родителями и детьми , найти ответ на вопрос: «Что делать?»

Одной из возможных причин является неумение мамы слушать самой:
Когда ребенок копирует показанный ему пример.

Тут все просто, понаблюдайте за собой насколько внимательно и включено вы слушаете своего ребенка.
Насколько вникаете в смысл того, что он говорит.
Насколько серьезно относитесь к его детским проблемам и переживаниям.

Иногда, нам кажется, что дети говорят ерунду.
Мне бы их проблемы.
Что, порой, их вообще можно не слушать.

Возможно, ребёнок подошёл не вовремя, вы очень заняты или был непростой день, и вам хочется побыть в тишине, подумать о своём.
В таких ситуациях мы можем не слушать детей.

Мы можем кивать головой, делать вид, что слушаем и даже заинтересованы.
Но по настоящему нас нет в процессе общения.
И дети это чувствуют.

Выход — научится слушать детей самой.
Только показав пример, можно исправить эту ситуацию:

Для этого нужно научиться находить время на общение с ребенком.
Откладывать свои дела или попросить ребенка поговорить попозже.
Признать важность общения с ребенком и значимость его детских проблем.
Создавать контакт глаз, быть на одном уровне с ребенком. Например, присесть самой или посадить ребенка на стул.
Вникать в то, что рассказывает ребенок.
Активно слушать и переспрашивать правильно ли я поняла.

Еще одной причиной «глухих» коммуникаций может быть то, как мы говорим.
Из какого эмоционального состояния мы говорим.

Дети слышат нас, когда мы говорим из состояния мира и добра.

Это была моя причина, по которой сын, не всегда, слышал меня.
Я не умела объяснять ребенку мягко, не продавливая его своим взрослым мнением.

Поэтому я училась говорить мягко, спокойно, ненавязчиво.
Чем лучше у меня это получалось, тем четче меня слышал сын.

Также причиной «глухих» коммуникаций может быть смысловая нагрузка нашей речи.
Проще говоря, с ребенком нужно говорить на его языке.

Язык детей — прост и ясен.
Без лишних умностей и сложных взрослых слов.
Чем проще, тем лучше.

Дети хорошо понимают язык сказки.
Сложные и болезненные вещи находят у них принятие и понимание через сказочные истории.
Например, ситуации развода родителей, потери близкого человека и другие.
Сказка позволяет объяснить ребенку честно суть происходящего и не ранить его болезненными взрослыми эмоциями.

Язык младших школьников — это истории про супер героев или личный пример родителей или знакомых.
Через историю ребенок находит ответ на свой вопрос и получает необходимый алгоритм действий.
Это самый приятный возраст для коммуникаций, когда дети еще слушают объяснения родителей и задают вопросы.

Язык подростков — это отсутствие объяснений и назиданий.
Подростки их не слышат.

С подростками нужно говорить на языке вопросов.
Правильно заданные вопросы формируют в голове подростка причинно — следственные связи , помогают понять себя и соответственно родителя.

Также подростку лучше не говорить: «нет».
Это как красная тряпка для быка, сделает по-своему.

Приведу простой пример коммуникаций с подростком: приходит ко мне ребенок и говорит: «Мама, я решил сделать дреды!»

Я мягко говоря в шоке. Не готова к этому.)
Успокаиваю себя, откладываю дела и начинаю расспрашивать:
«Какие дреды?
Какой длины?
Для чего тебе это надо?
Что тебе это даст?
Пойдут ли они тебе?
Покажи, как они выглядят на картинке? Может найдешь картинку в интернете!»

Я вникаю в желание сына, играю в его игру.

По мере разговора сын говорит: «Мама, я решил их не делать! Я понял, что они мне не пойдут. Мне идут спортивные прически!»

Через вопросы я помогла сыну понять себя.
На самом деле, он хотел примерить дреды на себя и понять, пойдут они ему или нет.

Все довольны:
Я — что сын все понял сам.
Сын — что ему не запретили и он самостоятельно принял решение.

Поэтому для того, чтобы не играть в «глухие» коммуникации с детьми:
🔹Нужно научиться слышать их самой,
🔹Общаться с ними из состояния мира, добра
🔹Говорить на их языке.

И, конечно, проявлять терпение.
Некоторые вещи мы не можем понять с первого раза.

Каждая мама, которая научилась коммуницировать с ребёнком , дает ему бесценный опыт общения и закладывает у него коммуникативные навыки.

Так наши дети приучаются слышать мир вокруг!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Психолог Вязнина Ольга
Adblock
detector