Главная / Мама-Психолог / Как научить ребенка думать?

Как научить ребенка думать?

Отрывок из моей книги «Мама — психолог»
«Как научить ребенка думать?»

Некоторые из читающих эту статью удивятся:

Разве нужно учить ребенка думать?

Нужно, как и многим другим жизненно важным навыкам.
Как когда-то, мы помогали ребенку научиться ходить, говорить, писать и считать.

Одна из задач мамы — подготовить ребенка к самостоятельной жизни,
заложить нужные навыки, чтобы ребенок был жизнестойким, счастливым и легко адаптирующимся к происходящему.

учить ребенка думать
Чтобы он смог раскрыть свой потенциал, найти свое место в жизни и стать успешным в своём понимании этого слова.

Если в дошкольном возрасте мы не заложили ребёнку навыки самообслуживания — заправлять утром кровать, убирать свою одежду, как пришел домой, мыть за собой посуду.
То ребенок вряд ли будет делать это потом.
Вы можете напоминать, заставлять, кричать, но если навыка нет, то это будет создавать проблему.

Так и с думанием.
Многие проблемы современных подростков происходят от того, что они не думают.
Обычно, сначала сделали, а потом подумали что сделали.
А порой, даже не подумали.

Один из самых распространенных ответов на вопрос: «Почему ты это сделал?» — «Не подумал!»

Очень много написано книг о роли мышления в жизни человека.
О том, как мышление влияет на успешность в жизни, умение зарабатывать деньги, отношения с людьми.

Думание — это часть процесса мышления.

Когда мы размышляем, то познаем какой-то объект, вещь или явление.
Что это такое, зачем это нужно.
Например, увидели туфли в витрине магазина и начали думать — какого они цвета, удобно ли в них ходить, в тренде они или нет.

Думание позволяет понять нужно ли это мне, буду ли это делать я:
«Куда я буду ходить в таких туфлях, подойдут ли они мне, к той одежде, которая висит в моем шкафу.
Есть ли у меня на них свободные деньги, стоит ли их купить, разумно ли это сейчас.
Если нет, то какие туфли мне надо и надо ли мне туфли вообще. Может мне нужны кроссовки?!»

Также это умение строить причинно-следственные связи: поступок — результат, цель — способ, причина- последствие.
Способность просчитывать долгосрочные последствия своих поступков.
«Сейчас я это сделаю, мне принесет это удовольствие, но потом это приведет к тому, что придется за это отвечать. Я этого не хочу. Поэтому делать не буду.»

Если у подростка думание не развито, то он будет совершать довольно много неразумных и странных, на взгляд взрослых, поступков.
И не потому ,что он неумный или плохой или делает вам назло, а потому что не может иначе. Не научен думать о последствиях своих действий.

Вспомните, когда мы ходили в школу, нас учили думать:
На математике учили рассуждать, это вытекает из этого, доказывали теоремы всем классом, искали нестандартные способы решения задач, решали задачи двумя или тремя разными способами.
На русском и литературе нас учили высказывать свои мысли, писать сочинения.

Сейчас образование немного другое.
Детям дают много готового и, порой, не учат рассуждать и думать. Делай по шаблону и молодец!

Конечно, многое зависит от учителей.
Но им столько всего вменили в обязанности, что учить детей думать, времени не остается.

Думание — довольно важный навык,

без которого ребенок потеряется в жизни. Без которого могут быть потом сложности с целеполаганием и достижением целей.
Поэтому родителям стоит обратить на его развитие внимание.

Есть дети, которые учатся думанию сами, перенимая пример с родителей и близких людей.
Но для других детей думать — это непростая задача и их необходимо этому учить.

Первое с чего стоит начать — перестать давать ребенку все готовое.
Научить его включать голову.
Для этого задавать ребенку вопросы:

  • «Почему это так?»
  • «А как хочешь ты?»
  • «Ты это сделал, что хотел получить в итоге?»
  • «Как думаешь, почему так получилось?»

Даже если ребенок не сможет или не захочет ответить на них, он будет думать об этом: «А почему она спрашивала?»
И скорее всего, будет искать ответ.

Второе, учить строить причинно-следственные связи:
«Если я так сделаю, это приведет к такому результату.»

Раньше это хорошо закладывалось у детей через чтение книг.
Формировался набор жизненных ситуаций и способов выхода из них.

Сейчас дети читают меньше и ту литературу, которую они изучают по программе, большинство детей мало понимают, она им не интересна.

Поэтому пока есть возможность нужно больше общаться с детьми на разные темы, обсуждать фильмы, жизненные ситуации, вместе читать интересные современные книги.

Разбирать детские промахи, ошибки и неудачи — почему это произошло, что ты хотел получить и как это можно по-другому получить.

Еще прекрасный способ развития думания — это шахматы, интеллектуальные игры, головоломки, логические игры, где нужно продумывать следующий ход.

Конечно, и пример родителя тоже важен.
Дети больше учатся строить причинно-следственные связи на примере папы.
Если папа будет разбирать с ребенком почему у него что-то не получилось и как сделать, чтобы получилось.
Это будет замечательный пример для ребёнка.

Если такой возможности нет, показывайте пример сами. Разговаривайте с ребёнком.

И главное, общайтесь, рассуждайте о жизни, учите высказывать свои мысли.

Помните, думание — одна из составляющих успеха в жизни и прекрасная профилактика неразумных поступков и проблем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Еще интересней

Дети родители и текущие реалии

Дети, родители и текущие реалии.

Сейчас мы проживаем уникальный период жизни, когда многие родители находятся вместе с детьми 24 часа …

3 комментария

  1. «Нередко дети хотят сразу получить готовый ответ, готовое решение, но при этом „напрячь мозги“, включить логическое мышление и докопаться до истины – не хотят. Может быть, они просто не умеют этого делать? В школе, как я понимаю, больше развивают память. А можно ли научить ребенка думать?»

  2. Как мало сейчас информации об умении думать. Спасибо за доступность..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: